Форум » Материалы к урокам » Музыка эпохи Возрождения » Ответить

Музыка эпохи Возрождения

sectumsempra: Ход урока: 1. Поздороваться. Представиться. Озвучить тему урока «Музыка эпохи Возрождения». По-просить записать ее в тетрадь. Рассказать, что урок будет разделен на две части: теоретиче-скую и практическую. В ходе первой части ученики познакомятся с особенностями и отли-чиями музыки эпохи Возрождения, основными жанрами, композиторами и новыми видами инструментов. Во второй части ученикам будет предложено разделиться на несколько ко-манд. 1 и 2 команда будут разгадывать кроссворды. 3 команда будет участвовать в блиц-опросе. По итогам практической части будут выставляться оценки. 2. Теоретическая часть.  Задать вопросы: Вспомните, какие ценности были свойственны эпохе Возрождения? Чем эпоха Возрождения отличалась от эпохи Средневековья? Что нового привнесла эпоха Возрождения в искусство?  Перейти к устному изложению материала: Музыка эпохи Возрождения, подобно и другим видам искусства, к которым мы уже обращались на прошлых уроках (живопись, скульптура, архитектура) пережила определенные изменения. Но прежде чем перейти к рассмотрению музыкальных новшеств Ренессанса, обратим внимание на особенности музыки Средневековья. Музыкальное искусство Средневековья развивалось в рамках жестких незыблемых законов. Профессиональная музыка Западной Европы развивалась исключительно при церкви, как непосредственный элемент богослужения. Каждое песнопение, каждый выразительный прием были строго регламентированы церковными теоретиками. Всякое отступление от мелодий, канонизированных Римом (от так называемого грегорианского хорала), неизменно встречало мощное сопротивление со стороны церковников. С наступлением эпохи Возрождения в музыкальном искусстве произошли изменения. Поскольку крупные музыкальные жанры существуют в прямой связи с церковным богослужением, то в период Проторенессанса на музыку еще влияет готические традиции.  Попросить учеников записать в тетрадь определение: В рамках этих преобразований необходимо обозначить течение «ars nova» («новое искусство») – активное взаи-мовлияние канонических церковных и народно-песенных музыкальных элемен-тов. Эти перемены обозначают громадные сдвиги в музыкальной эстетике 14 века, так как ранее церковные музыканты не терпели никаких нововведений, противореча-щих музыкальному канону. Но подлинный расцвет музыка переживает за пределами Высокого Возрождения, во второй половине 16 века. А теперь давайте заполним не-большую таблицу. которая поможет нам разобраться в тех глобальных изменениях, которые произошли в области музыкального искусства. Заготовки у вас на партах.  Заполнение таблицы: Музыка Средневековья: В музыке идея одухотворенности, отречения от человеческого. Мелодия монотонна, распевание прозаических текстов. Музыка, лежит вне профессиональной сферы. Использование латинских текстов и молитв, анонимное творчество. Появление нотного письма. Монастыри были центром музыкального профессионализма. Музыка Возрождения: Отражение в музыке идеалов земной красоты. Сочетание разнообразия и совершенства в му-зыке. (varietas и harmonia). Появление профессии композитора Появление первых авторских сочинений. Начало нотопечатания 15 век. Появление моды на любительское музицирование  Продолжить устное изложение материала: Но вернемся к рассмотрению тече-ния «ars nova». Важнейшим ее представителем был Гильом де Машо (ок.1300-1377) (попросить учеников записать его имя и годы жизни) Машо — автор четы-рёхголосной мессы (по традиции называемой "мессой Нотр-Дам"), которая была сочинена для исполнения в Реймсском соборе, вероятно, в 1360-е годы. «Месса Нотр-Дам» — первая авторская, то есть написанная одним композитором. (попросить учеников записать главную особенность творчества Машо)  Прослушивание аудиозаписи «Месса Нотр-Дам»  Продолжить устное изложение материала: Еще одним выдающимся музыкан-том и композитором эпохи Возрождения являлся Клеман Жанекен (ок.1485-1558) - французский композитор, один из важнейших представителей светской многого-лосной песни — шансон. (попросить учеников записать имя и годы жизни компо-зитора) Главная отличительная черта его светской многоголосной музыки — изобразительность. (Попросить учеников записать главную особенность твор-чества Жанекена). В композициях Жанекена представлены картины сражений, сцены охоты, бытовые сцены.  Прослушивание аудиозаписи «Женская болтовня»  Продолжить устное изложение материала: Как вы уже успели заметить из рас-смотренных нами материалов о творчестве композиторов Машо и Женекена, в сферу профессиональной музыки вошли такие жанры как месса – церковно-музыкальная композиция, шансон – французская хоровая, обычно четырех-голосная песня. В итальянской музыке мы встречаем многообразие видов песен: каччия – охотничья песня, баллата – танцевальная песня, фротолла – город-ская песнь толпы, виланелла – крестьянская песня. (Ученики записывают термины и определения). Но вершиной хоровой песенности становится мадригал - многоголосная вокальная пьеса (обычно для 4 или 5 голосов) на итальян-ском языке.  В завершении теоретической части дать краткий обзор музыкальных инстру-ментов. В XVI в. появились новые музыкальные инструменты. Наибольшую по-пулярность приобрели те из них, игра на которых давалась любителям музыки легко и просто, не требуя особых навыков, так как появилась мода на музицирова-ние. Стали очень популярны такие музыкальные инструменты как лютня (прото-тип гитары), виола (похожа на современную скрипку), клавесин (предшествен-ник фортепиано) и орган. (Попросить учеников записать названия музыкальных инструментов и их современных аналогов) Звук виолы был тихим, но хорошо зву-чал в небольших залах. Под аккомпанемент лютни пели, как сейчас под гитару. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких ис-полнительских навыков. 3. Практическая часть: 1 и 2 команда (в каждой по 4 человека) получают кроссворды, и ис-пользуя записи в тетрадях, отгадывают их. С остальными учениками проводится блиц опрос. За каждый правильный ответ, ученик получает звездочку. Те ученики, которые наберут больше всех звездочек получат оценки. Та команда, которая справится с разгадыванием кроссворда быстрее тоже заработает себе положительные оценки. Ученики, оставшиеся без оценок, будут иметь возможность продемонстрировать свои знания на следующем уроке, в начале которого будет проведена небольшая письменная проверочная работа для всего клас-са, в качестве проверки домашнего задания. 4. Домашнее задание: выучить записи в тетрадях, подготовиться к письменной проверочной работе.

Ответов - 0



полная версия страницы