Форум » Материалы к урокам » Раннее Возрождение » Ответить

Раннее Возрождение

sectumsempra: Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана. В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы. Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями. В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами. Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки - появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству. Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью. Литература: История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале 16 в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях (Пир и Монархия) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры. Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304–1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Живопись: - Мазаччо; - Мартини; - Джотто.

Ответов - 2

sectumsempra: Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. В XV в. были открыты законы перспективы. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве. В области скульптуры раннего Возрождения прославился Донателло (1386-1466), скрупулезно изучивший античные образцы, работы Фидия и Праксителя, а также римскую скульптуру. Самыми знаменитыми его работами были конная статуя известного кондотьера Гаттамелаты и статуя Давида. В это время складываются каноны итальянской гуманистической архитектуры и появляются первые ее теоретики, авторы концепции возрожденческой архитектуры. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший "Десять книг об архитектуре", в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Ему принадлежит трактат "О живописи", где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Один из крупнейших архитекторов Брунеллески (1377-1445) выработал свой самобытный стиль из сплава античной и романской архитектуры. Брунеллески возвел купол на знаменитом соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строил церковные и гражданские здания. Ему принадлежит знаменитый палаццо Питти. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме оформилось философское направление Возрождения - флорентийский неоплатонизм. Крупнейшими его представителями являлись Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции. В период правления Лоренцо Медичи, получившего прозвище Лоренцо Великолепного, расцвет культуры Возрождения во Флоренции достигает своего апогея. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Резко осуждая гуманистическую культуру, Савонарола организовывал публичные сожжения произведений итальянского искусства. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины "Рождение Венеры", "Весна" и др. и создавшего серию рисунков к "Божественной комедии" Данте. После изгнания Медичей из Флоренции Савонарола способствовал установлению республики, на службе которой находился политик и историк Никколо Макиавелли (1469-1527). Два основных его сочинения "История Флоренции" и "Государь" посвящены больному для Италии вопросу: ее раздробленности и путям ее преодоления. В 1498 г. Савонарола был отлучен от церкви и по приговору приората сожжен на костре. Повсюду гуманисты вызывали восхищение своими обширными познаниями и уникальным творчеством. Их приглашали ко двору многие итальянские правители, римские папы. Под влиянием новой культуры папы начали постепенно гуманизироваться, жить по законам возрожденческой культуры, проникающей во все сферы бытия. Итальянские гуманисты приглашались духовными и светскими правителями не только Италии, но и других стран Европы.

sectumsempra: ачало нотопечатания извлекло музыкальное искусство из монашеских келий и рыцарских замков и сделало музыку общедоступной. С развитием городов и городской культуры появляется невиданный ранее светский городской слушатель. А вскоре он сам начинает петь и играть в свободное время. Это ведет к бурному развитию любительского музицирования. С одной стороны, такое любительство упрощает высокое музыкальное искусство, но с другой стороны, необычайно расширяет его границы и вводит в музыкальный обиход новые формы. Так в музыкальном обиходе появились: * фроттола (ит. frottola от frotta — толпа) — многоголосная любовно-лирическая песня; * илланелла (ит. villanella — крестьяночка) — итальянская крестьянская песня; * вильянсико (испан. villancico от villa — деревня) — испанская крестьянская песня; * шансон (франц. schanson — песня) — французская народная и профессиональная песня. * особенно значимыми для музыкальной культуры XV-XVI веков стали мадригал и мадригальная комедия, * в самом конце Возрождения — опера и балет. Самостоятельной стала инструментальная музыка: хоральные обработки, ричеркары, канцоны. Появилась тяга не только к музыкальной импровизации (прелюдии, токкаты, фантазии), но возникла необходимость сочинять музыку. Сегодня это звучит странно, но ведь слово композитор происходит от латинского compositio, что значит “составление” (из уже готовых элементов), “примирение” (то есть согласование того, что уже дано. И действительно, в Средние века музыку не сочиняли, но составляли, примиряя друг с другом разные элементы канона. Теперь же появляется тяга именно к “изобретению” (лат. Inventio) музыкального материала. Именно Возрождение открывает в композиторе изобретателя, и с тех пор мы мыслим композитора как создателя чего-то принципиально нового. Прежде всего музыкальное возрождение начинается во Франции. Именно здесь, еще в XIV веке творит Гильом де Машо — музыкант, которого называют последним французским трувером и первым автором многоголосной возрожденческой мессы. С творчества этого музыканта начинает свой путь ars nova — новое искусство. “Этот любитель хорошо пожить, беспокойный странник, изъездивший чуть ли не всю Европу, придворный кавалер, страстный охотник, участник ряда военных кампаний, был в то же время неутомимым и взыскательнейшим тружеником своего искусства. Об этом свидетельствуют и его сочинения: все они — от сложных полифонических форм и до безыскусственных песенок народного склада — отличаются безупречной законченностью, даже элегантностью отделки”, — пишет о нем историк музыки. Одним из первых Гильом де Машо буквально перемешивал в своих сочинениях принципы светской и церковной музыки. Поэтому чуть позже, в XV-XVI веках, самым жанром французской профессиональной музыки становится chanson — многоголосная песня. В ней отразилась вся жизнь Франции того времени — ее природа, люди, быт городов, деревень и даже картины боя. Крупнейшим мастером французской chanson стал Клеман Жанекен. Этот священник, регент и церковный органист, оставивший после себя мессы, мотеты, музыку к давидовым псалмам, плачам Иеремии и соломоновым притчам, почитаем был, прежде всего, за виртуозные хоровые песни. Здесь с тонким юмором и нежной лирикой переданы пение птиц и звуки охоты, крики Парижа и болтовня женщин за стиркой белья. Но особенно славились его битвы — большие звуковые полотна побед французского оружия. Не менее бурно развивалась песенная традиция в Италии. Уже в конце XIV века здесь появились профессиональные музыканты (Иоанн Флорентийский, Франческо Ландино, Якопо из Болоньи, Пьетро Казелла, Никколо из Перуджи), которые сочиняли множество лирических песен с сопровождением лютни или других струнных инструментов. Впервые свободная, не скованная строгими хоральными нормами, мелодика следовала за таким же свободным стихом, подчиняясь его ритму. Мелодия в песнях естественно переместилась в верхний голос, оставив нижнему голосу роль опоры. Музыкальные же инструменты (лютни, виолы) прихотливыми фигурациями расцвечивали музыкальную ткань. Подобная звукопись широко применялась в двух- или трехголосных охотничьих песнях — каччиях. Их только по традиции называли охотничьими. На самом же деле они передавали сцены не только охоты, но и рыбной ловли, торговли на рынке, уличной толпы. Танцевальный характер имели баллаты (от лат. Ballo — танцую), предназначенные для пения с инструментом или с хором. Чуть позже появились фротоллы (буквально песнь толпы), построенные на народных песнях итальянских городов, и вилланеллы (вилланы — крестьяне), интонационно связанные с крестьянской жизнью Италии. Вершиной песенного творчества композиторов Возрождения следует признать мадригал. Мадригал (от лат. mater — мать) — это песня на родном (материнском) языке. Истоки мадригала находят в пастушеской поэзии. Поэтические мадригалы писали Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти. Музыкальный мадригал сначала известен как лирическая песня, для одного голоса, потом для 2-х, 3-х и т.д. В своих мадригалах композиторы Возрождения использовали практически все достижения музыкальной техники того времени. Однако культура мадригала достигает своего наивысшего расцвета лишь в XVI веке. Авторы мадригалов — Якоб Аркадельт, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо, Палестрина и другие собирают воедино опыт светской возрожденческой песни и технику нидерландских полифонистов XV века. В истории музыкального искусства Нидерландов школа хоровой полифонии XV века (Гильом Дюфэ, Жоскен Депре, Орландо Лассо) явилась высочайшей кульминацией. Более того, именно в творениях этой школы проявилась в своем классическом виде полифония строгого стиля. Церковные песнопения в Нидерландах всегда отличались от таких же песнопений в других частях Европы. Здесь их часто исполняли в сопровождении труб, тромбонов или органа, что придавало им особую торжественность и уводило от молитвенного характера хорала. Месса здесь так же, как и везде, строилась на основе пятичастного цикла песнопений, но имела и свои особенности. Так все песнопения нередко сочинялись на одну тему, объединяющую всю мессу. Мелодии только иногда заимствовали из григорианского хорала. Чаще же это были народные песни или даже авторские сочинения. Музыкальная ткань сплеталась из четырех голосов: кантус — триплум — тенор — контратенор. Тенору поручалось удерживать основную мелодию мессы. Ее называли cantus firmus — твердый (прочный) голос. Но сама мелодия при этом излагалась вовсе не буквально. Чаще всего ее длительности увеличивались вдвое или вчетверо, что делало ее практически неслышной среди других голосов. Основным композиционным приемом в строгом полифоническом стиле была имитация, то есть повторение в других голосах, от других нот, по-разному измененной основной мелодии. Все произведение представляло собой сложное переплетение сплошных имитаций. Самыми простыми имитациями были каноны — сочинения, в которых каждый следующий голос исполняет ту же мелодию, что и предыдущий. Вслед за двухголосными канонами появились каноны для трех, четырех и более голосов. Потом стали сочинять каноны на две, одновременно звучащие, темы. Часто сами темы в канонах некоторые голоса припевали задом наперед. А особым изыском считалось сочинение бесконечного канона, когда все голоса по очереди возвращаются к своему началу. И все это нужно было гармонично согласовать между собой. Чтобы хоть как-то управляться с такой сложной структурой (ведь голосов часто было восемь и больше), нидерландские композиторы выработали строгие правила соотношения нот и голосов относительно друг друга. Благодаря этим правилам и сегодня любой музыкально грамотный человек в состоянии сочинять полифоническую музыку в строгом стиле. Но для музыкантов Возрождения был в распространении нидерландской строгой полифонии особый смысл. Если раньше музыка следовала за текстом, то теперь в звуковой полифонической ткани, наполненной прихотливыми имитациями, текст совершенно терялся, его было слышно лишь при первых вступлениях голосов. Музыка, чистое звучание, становится самостоятельным. Именно эту имитационную технику и впитала в себя светская хоровая песня XVI века — мадригал. А вскоре (к концу XVI века и особенно в XVII веке) становится популярным драматический мадригал, так называемая, мадригальная комедия — прямой предшественник оперы. Орацио Векки, Адриано Банкьери, Алессандро Стриджо и другие писали свои мадригалы на неприхотливые либретто, предназначенные для придворных спектаклей комедии dell’arto. Актеры на сцене разыгрывали итальянскую народную комедию, звучали хлесткие диалоги, в интермедиях исполнялись танцы, а рядом с небольшим инструментальным ансамблем стоял маленький хор, исполнявший коротенькие мадригалы, отражающие переживания действующих лиц. Особенно популярными мадригальными комедиями были “Амфипарнас” Орацио Векки и “Старческое сумасбродство” Адриано Банкьери. Если мадригальная комедия даст начало в следующем столетии опере, то инструментальные жанры Возрождения прямо приведут к инструментальному концерту в XVII столетии и к симфонии в XIX веке. Музыка, освободившись от власти слова, не могла вначале не стать импровизационной. Инструменты как бы нащупывали свои возможности. И здесь, как и в вокальной музыке, быстро наметилось два направления. Струнные инструменты, и в особенности любимая возрождением лютня, стали развивать песенное начало. И появились многочисленные переложения любимых фроттол, мадригалов и многочисленные танцевальные пьесы. В высших же кругах, где начинали приобретать вкус к концертной жизни, особо популярным становится орган. Органисты же чаще используют завоевания строгой полифонической техники. Здесь звучат: прелюдия (от лат. prae — перед и ludus — игра) — самостоятельная пьеса импровизационного характера, часто предваряющая пение; ричеркар (буквально изысканная пьеса) — произведение, отличающееся применением сложных и замысловатых полифонических приемов; канцона — инструментальная песня без слов.



полная версия страницы