Форум » Занятия » Жертвоприношение Авраама. » Ответить

Жертвоприношение Авраама.

sectumsempra: Цели урока: 1. Понять смысл этой библейской истории. 2. Познакомиться с воплощением сюжета в искусстве. История жервоприношения Авраама - это один из сложнейших моментов в Библии, вызывающий у многих людей недоумение. Вот как сформулирован вопрос на одном из сайтом, посвящённом вопросам Библии: Почему Бог потребовал, чтобы Авраам принес ему в жертву своего сына Исаака, а Авраам тупо поплелся выполнять этот людоедский приказ? Я даже вопрос сформулировать не могу, у меня в голове как-то ситуация не особо укладывается. Так что вопрос пока в общих чертах: Как обосновывается праведность поступка Авраама и справедливость требования Бога? Ведь Авраам мог и инфаркт заработать! Я тут вижу только бессмысленную жестокость. Давайте вспомним, как именно было предсказано Аврааму рождение Исаака. Исаак был первенцем. А первенец подлежал посвящению Богу и таким образом полной собственностью отца не был. Он был даром, подлежащим возвращению. Более того, если бы Авраам не встретился с Богом у Мамврийского дуба (Быт 18:10-14), Исаака бы ВООБЩЕ не было на свете. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?" Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Жизнь не твоя. Жизнь первенца тем более. Жизнь первенца, родившегося поперек всех законов Натуры, исключительно по воле Божией - чья она? Часто произносят выражение: Бог дал- Бог взял. Но в истории с Авраамом эта фраза получает своё конкретное воплощение. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем. Итак, Исаак - это было дитя, которое появилось на свет, чтобы предначертанное исполнилось. И Бог вдруг пришёл за своим, чтобы забрать своё же. И было, после этих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: — Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: — Отец мой! Он отвечал: — Вот я, сын мой. Он сказал: — Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: — Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Рассмотрим иллюстрацию. Какой момент на ней изображён? Каким вы видите эмоциональное состояние героев? На что рассчитывал Авраам? Почему он не возразил на требование Бога, которое вроде бы противоречило его предыдущему договору? Как вы думаете? Если бы Авраам отошел от своей праведности (состоявшей в вере), то тогда бы сына лишился точно. Так как сын был дан не Аврааму персонально, а Тому, Кто Верил. Если первопредок начал с того, что не устоял в вере, как его потомки будут ходить путем Господним - исполнять то, чего от них ждет Бог? А если так, то какой Богу резон продолжать род маловера? И Авраам все это понимал! Авраам рисковал бы потерять Исаака гораздо больше, если бы стал манипулировать смыслом приказа. Он поступил наиболее разумно - то есть пошел на противоречие лобовой атакой. Пойми, тут дилемма в определенной мере совершенно юридическая - не "виновен / невиновен", а "правомочен / неправомочен". Есть еще очень важная деталь: Авраам заключил с Богом завет о своих потомках. Завет - это не пожелание, завет - это договор. Причем составленный по полной юридической форме того времени! Он не факультативен, а безусловно обязателен для обеих сторон, и нарушение таких договоров означало... да ничего оно не означало, их не нарушали НИКОГДА. А в Завете Бога и Авраама говорилось "Произведу от чресел твоих великий народ." - предельно конкретно и однозначно. Авраам и тени сомнений не имел, что Бог его может нарушить. И даже когда вел сына на гору - знал, что бы там не случилось, Бог от обязательств не откажется. Потому и сказал сыну на вопрос - а где же, мол, баран? - "Господь усмотрит себе жертву для всесожжения". И попал в точку, между прочим! Жертвой-то в конце концов оказался баран, пришедший в ближайшие кусты и там застрявший рогами... И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: — Авраам! Авраам! Он сказал: — Вот я. Ангел сказал: — Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: — Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Мотивы Бога тут абсолютно ясны: он Авраама ИСКУШАЛ. То есть жертва ему не нужна была. Нужно было видеть, как далеко готов пойти Авраам. Иначе говоря, это была проверка на прочность - годится ли Авраам на то, чтобы производить из него Избранный народ. Момент, когда Ангел останавливает Авраама был наиболее любим художниками. Рембрандт. Но самое загадочное в этой истории в том, что Бог остался должен Аврааму и потомкам его. Бог сам поставил себя в такую ситуацию, когда он стал должником. Таким образом, Бог дал обетование не просто Аврааму, но через Авраама - всем его потомкам (Бытие 17:5-6): и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; то есть всем своим Избранным, а через них - всем людям. кто будет населять Землю до скончания времени - "и благословятся в тебе все племена земные". Итак, Бог вследствие успеха Авраама на этом испытании стал должником ВСЕГО человечества. А теперь скажите, как он отдал этот долг? Выход был один, и Бог на него пошел. Он сам стал человеком. Далее, нужно было исполнить еще три условия. Это должен был быть первый сын. Так Бог стал собственным Сыном на земле. Это должен был быть человек, рожденный так же как Исаак - против законов природы. Поэтому так же, как матерью Исаака стала пожилая женщина, матерью Бога стала девственница. Ага. Еще одно чудо? Поднимай выше. Принцип. Или, если хочешь, концепция. Ты в курсе, кстати, что по-латыни слово "концепция" означает именно "зачатие"? Блин! Ну и как же эта концепция действует? Как? Да очень просто - по слову Господню. "Есть ли что трудное для Господа?" - из пророчества Господа Сарре о рождении Авраама. "Ибо у Господа не остается бессильным никакое слово" - из благовещения ангела Марии. Оба события неразрывно связаны друг с другом и оба обуславливают друг друга. Существование рода людского таким образом уже само по себе является доказательством существования Христа. Да и от кого еще из явившегося Аврааму Триединого могли исходить такие слова, кроме как не от Того, кто сам от века был рожден таким же образом? Но об этом в другой раз. Ну и, наконец, сыну должно было быть тридцать лет. Поэтому весь процесс восхождения Иисуса к своей миссии начался, когда ему было, как сообщают евангелисты, "лет около тридцати" (Евангелие от Луки 3:23), в 15 год правления Тиберия. "Не думайте, что я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить я пришел, но исполнить" (Мф. 5:17). Именно так Бог и исполнил свой Закон - став Иисусом из Назарета. Д.З Прочитайте в учебнике о жизни Исаака, сына Авраама. Приготовьтесь отвечать на вопросы по тексту. При подготовке урока использован сайт: http://www.heretics.com/well/life/abraham.htm

Ответов - 0



полная версия страницы