Форум » Занятия » Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство » Ответить

Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство

sectumsempra: 1. Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Поэтому эпоха барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д'Эсте — восемь.

Ответов - 9

sectumsempra: 2. Особенности планировки В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д'Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

sectumsempra: 3. Использование ландшафтных компонентов Ландшафтный дизайн. Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.). Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей. Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников), известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.

sectumsempra: *PRIVAT*


sectumsempra: Вилла Ланте находится в 4 км от Витербо (регион Лацио) в небольшом городке Баньяйа, куда легко можно добраться на машине и на автобусе. Вилла Ланте носит имя семейства Lante della Rovere, которое владело виллой три века до 1933 г. "Магия и великолепие прекрасных фонтанов с водными партерами и скульптурами, регулярных боскетов из вечнозеленых растений в сочетании с чудесной архитектурой волнуют всех посетителей в любое время года на вилле Ланте, где расположен один из самых знаменитых итальянских садов, описанный во всех учебниках по ландшафтной архитектуре, воспетый поэтами и художниками.Сад виллы Ланте под Римом по праву считается одним из самых совершенных". Участие знаменитого архитектора Виньолы в устройстве виллы Ланте в Баньайе близ Витербо не установлено документально, но, возможно, потому, что вилла расположена недалеко от Капраролы. Правильнее всего предположить, что она была создана по частям несколькими зодчими, так как начата в 1477 г., а закончена в 1588 г. Парк обширен и полон великолепной растительности. Самая красивая часть его расположена по главной оси между двумя казино, благородными по своей простоте (чтобы увидеть одно из них. По этой перспективе все выше и выше поднимаются зеленые террасы, заросшие тенистыми деревьями и украшенные целым рядом фонтанов . На самом верху террас, между двумя небольшими павильонами, находится туфовая полукруглая ниша, заросшая мхом. Вода из нее льется в большой бассейн, находящийся в тени вековых деревьев. Этот бассейн питает круглый (в виде чаши) фонтан, находящийся на второй террасе из этого фонтана вода переливается вниз по желобу, имеющему форму гигантски вытянутого омара, в полукруглый бассейн, расположенный на третьей террасе, которая подпирается каменной стеной с балюстрадой. К средине стены прислонен сложный каскад, состоящий из каменных ваз, расположенных одна над другой, а сбоку их возлежат фигуры морских божеств. Вода последнего фонтана тихо струится по узкому каналу, пока не спустится к пятой террасе. В стенки, поддерживающие эту террасу, врезана полукруглая ступенчатая ниша. Вода бьет тонкими струйками из ступенек и стекает в нижний бассейн, откуда по трубам спускается к фонтану партера. Все только что описанные, сравнительно узкие, террасы находятся под сенью вековых платанов. Шестая терраса расположена на уровне второго этажа казино. От нее спускается отлогий скат, покрытый сложным цветочным узором, прорезанным по диагоналям пологими спусками, ведущими к широкому партеру, который расположен между скатом, двумя казино и стенами виллы. Партер окружен узорными цветниками, обставлен лимонными деревцами в кадках, а посредине находится сложный фонтан. Его четырехугольный бассейн охвачен каменными перилами, украшенными обелисками и вазами. Среди бассейна находится круглый островок, к которому ведут четыре мостика. На острове возвышается круглая терраса, и там на высоком пьедестале четыре стройных юноши поддерживают герб владельцев (четыре горы с золотой звездой наверху). Из звезды льется вода так же, как из пастей львов, сидящих между юношами, и из центра пьедестала. На четырех прудиках сохранились еще кораблики с фигурами стрелков, пускавших из своих арбалетов струи воды в центральную группу; эти фонтаны испорчены, и на корабликах растут олеандры. Строгие линии балюстрады пруда, ясность плана и архитектоническое построение фонтана лишают это сооружение увеселительного характера и придают ему истинную, никогда не надоедающую красоту. Общая картина, благодаря сочетанию богато задуманного партера с террасами, уходящими все выше и выше под сень вековых платанов, богатство цветочных оттенков, разнообразие фонтанов, логичность устройства, простота фасадов казино и декоративность входных ворот, сравнительная сохранность построек и фонтанов придают этой вилле исключительную прелесть. По обе стороны террас расположен густой парк, знаменитый красотой деревьев и фонтанами. Вполне возможно, что Виньола участвовал хотя бы указаниями при сооружении многих римских вилл, кроме уже упомянутых. Однако на это нет документальных указаний, хотя и принято приписывать ему сооружение четырехугольного сада с полукруглым театром на вилле Мондрагоны во Фраскати. Сопоставляя достоверные сооружения Виньолы, Капраролу, винью Папы Юлия, фарнезские сады и виллу Ланте, где его влияние нельзя отрицать, ясно, что в них впервые за всю историю искусства наблюдается единство архитектурной обработки большого участка. Композиция рассчитана не только на эффекты построек на одной плоскости, но и на взаимоотношение деталей, находящихся на различных плоскостях. Если о перспективе ряда зданий, стоящих рядом, думали и раньше, то Виньола первый принял во внимание эффект нагроможденных одна над другой террас и взбегающих лестниц и входов. Этот способ разбивки сада доставляет очень много места для прогулок, красивые точки зрения на окрестности, а красота самого устройства достигается сравнительно легко, конечно, если выбранное для сада место лежит на холме. Такое террасообразное расположение с открытыми широкими входами и лестницами следует считать характерным отличием итальянского сада. Вторым характерным его признаком является стремление к единству убранства, которого Виньола достигает, рассматривая террасы, лестницы, гроты и посадки как детали одной большой постройки. При этом стиль скульптурных и архитектурных украшений был рассчитан на соприкосновение с растениями, так что кариатиды Капраролы кажутся родственными соседним кипарисам и оливкам, а в Ланте как бы нет границ между узорами цветников и узорами каменных балюстрад. Но самое лучшее в этих произведениях — их необычайное слияние с духом местности. Даже и тогда, когда постройки обрушиваются, куртины зарастают, а фонтаны иссякают, очарование сохраняется, пока есть намек на былое устройство. Вопросы: 1. Каковы особенности барочного парка? 2. Перечислите основные элементы барочного парка.

Нестерова Надя: *PRIVAT*

В.Добролюбская: *PRIVAT*

Катерина Куликова: 1)Барокко (ит. Bаrоссо - странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней зрелищной стороне культа. Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма, ей приносилось в жертву само религиозное благочестие. Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов. Но сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства и мест обитания лиц, приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути он открывает мир в состоянии становления, а становящимся миром был тогда мир буржуазии. И в этом открываемом для себя мире буржуа ищет стабильности и порядка. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире выступают для него роскошь, богатство. Получается, что стиль барокко соединяет в себе несоединимое: монументальность – с динамизмом, театральный блеск – с солидностью, мистику, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а позже натюрморт и пейзаж, - становятся основными видами и жанрами искусства барокко. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение— фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко— сицилийское барокко. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652гг.). Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его— собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это— самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. 2)Стиль барокко появился в XVII в. Этот вкус величествен, вычурен, экзоти чен. Он любит совмещать несочетаемое, удивлять и шокировать. Человек осознал, что мир многообразен и вариативен и не зависит от его воли и желания. Человек- это капля в океане, это маленькая точка в огромной Галактики, поэтому он пы тается загородиться от этого простран ства. Сады в стиле барокко приветству ют любой дизайнерский каприз, любую, даже необычную, идею. Главная миссия ба рочного парка - заставить наблюдателя зата ить дыхание, восторгаться и поражаться. Сад в стиле барокко - это прежде безвыездного место, поэтому маломальский отдел не подходит для его творения. Вообще разгромить сад барокко очень тяжко, по этому сегодня художники применяют лишь единичные элементы сего вкуса. Для барочного парка совершенен рельеф с резкими водоскатами вышин, холмистый. "Ступенчатость" ландшафта подбавит парку неповторимость и оригинальность. К тому же на таком рельефе легче станет устроить фонтаны и каскады. Яркий образчик парка можно наблюдать в Петергофе. Основным элементом парка проявляются фонтаны, горы ка скадов и водопадов. Вам тоже придется их устраивать. Для оного чтобы основать водопад, достаточна вышина от 100 до 150 см над огромной площадью падения. Однако если вы хо тите подцепить вполне эффектный водопад, то сделайте несколь ко уступов, причем расстояние от самого нательного уступа до поверхности водоема обязано образовывать 50 см. Фонтаны обязаны стать экстравагантные, с затейли выми конфигурациями и причудливыми украшениями. Вода в со оружениях с грохотом ниспадает по невероятной орбиты, поэтому если вы всерьез разрешили основать этакий сад, то до верьте это профессионалам. Здесь же около фонтанов обыч но располагаются скульптуры. Маломальские зодческие конфигурации Барокко невозможно без зодческих конфигураций. Они умеют стать вытекающими: 1) вазы, цветочницы; o 2) урны; 3) шары; 4) скамейки; 5) травницы, бордюры; 6) балюстрады; 7) скульптуры; ­

Ткаченко Аня: 1)Характерные черты садового искусства барокко — обилие каменных произведений на террасах: опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Все это играло большую роль, чем грядки, партеры, цветы и отдельные деревья в предшествующих стилях Характерной деталью садов барокко было устройство так называемых «театров». Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с туфовыми нишами, в которых размещались статуи. Такие театры мы найдем в саду виллы Бельведер в Италии, в саду дворца Мандрагона, в саду виллы Памфили и пр. «Театры» создавали декоративный фон, иногда вовсе не служивший для представлений, хотя, вообще говоря, сады барокко, в отличие от садов ренессанса, гораздо чаще использовались для маскарадов, театральных действ, увеселений, тогда как для садов ренессанса был более типичен серьезно-учебный и ученый характер. 2)1) вазы, цветочницы; o 2) урны; 3) шары; 4) скамейки; 5) травницы, бордюры; 6) балюстрады; 7) скульптуры; ­

Корчагина: 1.В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д'Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов. 2.Своеобразные "зеленые комнаты" Сады огромных размеров Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства Аллеи не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.­



полная версия страницы