Форум » Занятия » Художественные символы народов » Ответить

Художественные символы народов

sectumsempra: Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос-топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое. Давайте попытаемся вспомнить, какие памятники культуры являются символами той или иной страны? Египет Греция Италия Франция Германия Испания Великобритания США Россия Китай Япония Индия ДЗ. Сообщение о каким-нибудь памятнике культуры любой из этих стран.

Ответов - 5

Настя Тимофеева: Великая китайская стена Это самое грандиозное сооружение древности за более чем две тысячи лет своего существования не раз ремонтировалось и перестраивалось: к нему пристраивались новые участки и проводились дополнительные ответвления. В настоящее время общая длина всех линий Великой Китайской стены составляет 3930 миль, первоначальная длина равнялась 1850 милям. Основная часть сооружения со всеми сторожевыми башнями, сигнальными вышками и гарнизонными поселениями приобрела свои формы в III веке до нашей эры — во времена правления императора Цинь Ши-хуанди. Это был правитель жестокий и властительный, ломавший в своей империи старые традиции и железной рукой внедрявший новые. При нем горели на кострах древние книги, удельные князья и аристократы теряли свой авторитет и имущество, а их крестьяне становились подданными императора. Миллионы их были оторваны от земли и своих семей для выполнения задуманной Цинь Ши-хуанди программы общественных работ. Возводились храмы, императорские дворцы, строилась столица и одновременно Великая Китайская стена. Обычно принято считать, что Стена строилась для защиты от набегов северных кочевых племен. Действительно, на Китайское царство с древности совершали набеги степные племена, но для защиты от них еще задолго до Цинь Ши-хуанди возводились земляные валы. Во время правления этого императора племена к северу от Китая были слабы и раздроблены и в то время серьезных забот уже не представляли. Великая Китайская стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была уберечь подданных Поднебесной империи от слияния с варварами и перехода к полукочевому образу жизни. Стена должна была четко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоеванных царств И одних защитных валов было для этого недостаточно... Древняя легенда повествует о душе спящего императора Цинь Ши-хуанди, которая взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжалась тогда душа императора при виде беззащитности Поднебесной. Вот тогда-то и родилась у императора мысль возвести стену, которая окружила бы все государство, сделала бы его «единой семьей», спрятала бы от жестоких варваров Император Цинь Ши-хуанди был суеверен, в конфуцианстве видел враждебную идеологию, и все его симпатии были на стороне даосизма. Он верил в астрологию и был склонен к мистике Однажды, как говорится в старинном предании, ему приснился сон, будто заяц держит в руках солнце, а другой заяц хочет его отнять. Но тут появляется третий, черный заяц, который и забирает солнце себе. Утром под страхом смертной казни император потребовал у мудрецов и звездочетов, чтобы они объяснили ему смысл ночного видения. И один из приближенных предположил, что два враждебных Китаю царства были побеждены пришельцем извне. Чтобы избежать такой же участи — надо соорудить защитную стену. Со словом «черный» у китайцев обычно ассоциировались кочевые племена, поэтому вполне возможно предположение, что вещий сон означал защиту не только от реальных кочевников, но вообще от всех злых духов севера. Шел 221 год до нашей эры По приказу императора на северную границу была послана армия (300 000 человек) во главе с военачальником Мэн Тянем, на которого и были возложены все обязанности. Он должен был не только соединить существовавшие до этого отдельные земляные валы, заполнив разрывы между ними Нужно было возвести принципиально новое сооружение из камня и кирпича и с фортификационными укреплениями. Значительная часть стены должна была проходить в горных районах, доступ к которым был сильно затруднен. Мэн Тянь в непосредственной близости от возводимой стены создал по всей ее длине 34 базы, которые были связаны с южными дорогами страны. Под строгой охраной на эти базы доставлялись нескончаемые обозы со строительными материалами и продовольствием, а также мобилизованные крестьяне. Оттуда все это распределялось по гарнизонным поселкам, которые располагались неподалеку от баз и в которых жили строители. Реконструкция прежних земляных валов и непосредственное возведение стены начинались со строительства башен, которых было 25 000 Они были неодинаковы по своим размерам и строились из разного материала, но каждая представляла собой внушительную пирамиду шириной и высотой около 12 метров. Друг от друга их отделяло расстояние в «два полета стрелы», а соединялись они толстой отвесной стеной, высота которой равнялась примерно 7 метрам, а ширина была такова, что по ней могла свободно пройти шеренга из восьми человек. Как же выбиралась линия границы? Об этом тоже повествует древняя легенда. У императора Цинь Ши-хуанди была волшебная белая лошадь, которая легко преодолевала горы и долины. Верхом на этой лошади сам император проехал по трассе будущей границы, и там, где лошадь оступалась (а это происходило трижды на протяжении 500метров), — возводили башню. Некоторые ученые видят в изломанных линиях Стены гигантского извивающегося дракона, навеки застывшего и надежно охраняющего благополучие Поднебесной империи. Стена, проходившая по северной границе, создавалась с учетом уже существующих земляных валов. А те в свое время строились, тщательно отграничивая плодородные земли от горных и безлюдных районов, не пригодных для земледелия и заселенных только редкими ордами кочевников. Когда же трасса возводилась заново, строители учитывали природные условия местности, ее доступность для строительства и наличие дорог, по которым можно было доставлять все необходимое. Исследователи отмечают, что по своим природно-географическим условиям район расположения Стены представляет собой переходную зону между кочевым севером и земледельческим югом. Земли к северу от Стены уже не являлись китайскими. Это гигантское сооружение тянется на расстояние 5000 километров, причем все так применено к местности, что своей наружной стороной Стена обращена к крутым горным скатам, а внутренней — к пологим, чтобы облегчить движение оборонявших ее войск. С китайской стороны располагались гарнизоны сторожевой охраны и разветвленная сеть складов. С внешней стороны неподалеку высились сторожевые вышки и дозорные пункты. Еще дальше в сторону степей уходили специальные башни (их было 15 000)— передовые форпосты пограничных линий. Сооружение Великой Китайской стены в основном было закончено к 213 году до нашей эры На строительстве Стены было занято не менее 3 000 000 человек, то есть чуть ли не каждый второй мужчина. При малейшем проявлении недовольства или неповиновения их отправляли на строительство. По свидетельству древнего китайского историка Бань Гу, «все Дороги были запружены осужденными в ярко-красных одеждах, а тюрьмы переполнены узниками, словно базары с людьми» Мобилизованные крестьяне, оторванные от своих семей, в голоде и холоде, работали на износ и поэтому долго не выдерживали. На смену им присылали новых, которых ожидала та же участь. «Самым длинным кладбищем мира» называют Стену: здесь похоронено 400 000 человек. Строительство Великой Китайской стены отразилось в сказах, плачах и преданиях, и одно из них — «Сказание о Мэн Цзян-нюй», вобравшее в себя все ценное, что содержалось в фольклоре об эпохе правления первого циньского императора. Так, например, он обладал плетью, от ударов которой горы передвигались или превращались в плодородные равнины; моря разбрызгивались, и на их месте возникала суша... А еще была у императора волшебная игла, с помощью которой он мог останавливать солнце. Когда началось строительство Великой стены, воткнул император иглу в землю, и наступил вечный день. Люди, трудившиеся на строительстве, успевали поесть не больше 18 раз и умирали, так и не дожив до конца этого необычно длинного дня. Сама Мэн Цзян-нюй выросла такой красивой девушкой, словно была спустившейся с небес феей. Да вот только никто не мог видеть ее: родители ее были людьми богатыми, и девушка росла у них в высоком тереме в саду. За ворота ее не пускали, а в сад никто не входил. Одному только Фань Си-ляну удалось увидеть Мэн, и случилось это в те времена, когда император Цинь Ши-хуанди задумал возвести Великую Китайскую стену. Строительство было огромным, поэтому всех мужчин сгоняли туда, а уж если попадешь на строительство, домой вернуться и не надейся.

Юлия Левина: Фигерас — небольшой городок в Каталонии, области на северо-востоке Испании, прославленной своей столицей — Барселоной . И оставаться бы ему практически ничем не примечательным населенным пунктом, если бы 11 мая 1904 года в этом городе, в семье муниципального нотариуса не родился будущий гений сюрреализма. В конце 20-х годов молодой Дали, как ему казалось, навсегда покинул Фигерас. Причиной отъезда стал гражданский брак с русской эмигранткой Еленой Дьяконовой, впоследствии всемирно известной как Гала Дали, не принятый католической семьей художника. Гала была не только старше него, но еще и разведенной. Тогда казалось, что, покидая родину, Дали едва ли не навсегда рвет со своими корнями. Но жизнь есть жизнь, и, проведя 30-е в беспечном Париже, а 40-е — в расчетливом Нью-Йорке, Дали в 50-м возвращается в родной город. В 1960 году только что ставший мэром Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!" Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них. Работать с кем бы то ни было совместно у него не получалось, хотя он всегда был готов воспринять любую подсказку, любой намек. В качестве основы для будущего здания Дали выбрал лежащий в руинах уже четверть века городской театр Принсипаль. Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. "Вся моя жизнь была театром" — говорил Сальвадор Дали. Поэтому он верил, что лучшего места для музея ему не найти. Кстати, именно здесь в возрасте 14 лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ. Турист всегда найдет дорогу к Театру-музею. Если не карта, то многочисленные указатели, повторяющие произведения мастера приведут вас к нему. Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника — Гала. Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея. Местом старта многочасового марафона по глубинам Театра-музея Дали можно считать кассу, где оплачивается вход. Далее следуют вестибюль и лестница, все уровни и марши которой превращены в отдельные Залы. Театр-музей — фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают. Зал шедевров — творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. "Раб" Микеланджело черного цвета. Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах. Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи. Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда. Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров... Театр-музей, построенный в реальном пространстве — вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Упорядоченно описать Театр-музей в целом немыслимо. Дали просто исключил такую возможность, направив всю силу своего гения на создание эклектичного лабиринта, заполненного привычными на первый взгляд вещами, но приобретшими здесь иной смысл и назначение. Так, например, в спальне у кровати вместо тумбочки — золоченый скелет, а скульптура "Раб" Микеланджело, выставленная возле Зала шедевров, окрашена в черный цвет и снабжена хомутом, в животе огромного бронзового петуха прорезано оконце, откуда выглядывает голова китайца. Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов и их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже виденное как совершенно новое. Выход же из этого транса возможен только в результате воздействия природы — художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в "Мир". Но Дали не был бы Дали, если бы воспринимал отдых как простое созерцание. "Мир" — это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. У находящихся в центре "сцены", по задумке автора, должна слегка кружиться голова. Такой эффект достигается ощущением перевернутого мира — эдакого вывернутого наизнанку Колизея. Символ суетности жизни передается теснотой "сцены". На маленьком пятачке, забитом посетителями, выставлены крупные скульптурные композиции, остальное же пространство — цементные клумбы с вечнозеленой растительностью. Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, в котором роль "подопытного кролика" отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин. Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем. Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого". Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности...

Аиаханов Дмитрий: Светлая и гостеприимная Барселона справедливо считается самым европейским городом в Испании, где во всем великолепии раскрывается культура Средиземноморья, технический прогресс сливается с обаянием прошлого. Второй по величине город, столица Каталонии и, фактически, культурная столица Испании, один из важнейших деловых центров Европы. Тем, кому милы сердцу Вена и Париж, непременно западет в душу и Барселона, так воспет город в его памятниках истории и культуры, в изысканной кухне, радушии его жителей и круговороте развлечений. Центр города – площадь Каталонья, откуда по Бульвару Ла Рамбла попадаешь на смотровую площадку у памятника Колумбу - красивую приморскую площадь. Рядом – огромный развлекательный комплекс «Мармагнум», дальше – океанариум с богатейшей коллекцией средиземноморских растений. От Ла Рамбла расцветают пышным цветом семь бульваров, с рынками под открытым небом, птичьим и цветочным базаром, многочисленными барами, ресторанами, антикварными магазинами, выставочными залами, прямо под открытым небом работающими художниками, памятником Колумбу, зданиями различных архитектурных стилей, где в одну поэму слиты готика, барокко и модернизм. Площадь Испании – красивейшая площадь Барселоны, куда хочется не раз еще вернуться. С площади открывается вид на холм Тибидабо, где возвышается статуя Иисуса. Образцы творчества гениального каталонского архитектора Антонио Гауди, изумляющие с первого взгляда любого, практически стали символами города, настолько органично и элегантно его шедевры европейского модерна вписались в местный антураж и неразрывно слиты даже со средневековыми строениями. Самая знаменитая работа Гауди – монументальный комплекс Собора Святого Семейства (Саграда Фамилия), свидетельство безграничности человеческой фантазии. Другие его работы сосредоточены в районе Эйшампле в центральной части Барселоны: Ла Педера, здание - абстрактная скульптура, с фантастическим лесом труб на крыше; Касс Батильо, напоминающая дракона. На Горе Монтжуик сосредоточены многие музеи, выставочные комплексы, спортивные сооружения, это прекрасная зона для отдыха с великолепными садами и парками. В Национальном дворце расположен Музей искусства Каталонии; «Испанский городок» сохранил образцы испанской национальной архитектуры в окружении крепостных стен. Кафедральный Собор XIV-XV в. в - главная достопримечательность Готического квартала, здесь также множество маленьких старинных церквей, магазинчиков под старину, кафе и баров. Готический квартал запоминается туристам еще и своей забавной достопримечательностью – живыми гусями, которые символизируют непорочную чистоту Святой Евларии (покровительницы Барселоны).


Аиаханов Дмитрий: "Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина. Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н.э. ) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51o52'. Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности. На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу. Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8'. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена. Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка. Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи. Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс. У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона. Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет". Мощные прожектора выхватывают из темноты то одну из великих пирамид, то Сфинкса, а то и весь некрополь. Наслаждаясь этим великолепным зрелищем, зрители слышат увлекательный рассказ о Древнем Египте, об истории строительства пирамид. Представление идет на многих европейских языках и в том числе на русском.

Аиаханов Дмитрий: Практически каждый город Франции обладает бесценными сокровищами архитектуры и изобразительного искусства, да и в сельской местности сохранилось множество старинных церквей и замков, заслуживающих визита. В XI-XII веках в архитектуре господствовал романский стиль, характерными образцами которого являются собор в Отане, церкви Сент-Фуа в Конк, Сен-Сернэн в Тулузе, а также Клюни, в прошлом самая большая церковь христианского мира, практически полностью разрушенная после Революции. На смену романскому в середине XII века пришел готический стиль. Зародившийся в северной Франции, он доминировал в европейской архитектуре на протяжении четырех столетий. XIII век иногда называют "временем соборов" - именно тогда были воздвигнуты такие жемчужины готической архитектуры как Нотр-Дам де Пари, соборы в Бурже, Шартре, Реймсе, Амьене, Бовэ. В конце XV века во Францию из Италии был принесен стиль Ренессанс. Знаменитые замки Луары Блуа, Амбуаз, Шамбор, возведенные в XVI веке, вобрали в себя итальянское влияние и национальные традиции строительства средневековых укрепленных замков. Идеи Гуманизма, церковная Реформа, открытие Нового Света способствовали изменению взглядов на мир. Во французской литературе Возрождения в первую очередь стоит выделить Франсуа Рабле, автора сатирических повествований о Гаргантюа и Пантагрюэле, и Мишеля де Монтеня, автора философских эссе "Опыты". "Золотой век гуманизма" также ознаменовался возникновением новой поэтической школы "Плеяды" (1549), виднейшим представителем которой был Пьер де Ронсар. В эпоху Барокко (конец XVI - середина XVIII века) во всех видах искусств, включая музыку, создавались пышные, сложные, динамичные произведения. Крупнейшим шедевром этого времени является дворцово-парковый ансамбль Версаля, резиденции Короля-Солнце. В нем черты Барокко переплетаются с чертами Классицизма, стиля, характеризующегося стремлением к порядку и торжественности. Крупнейшими представителями французского Классицизма в живописи XVII века были Николя Пуссен и Клод Лоррен. Тогда же творили великие драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, чьи пьесы по сей день составляют основу классического театрального репертуара. В эпоху Людовика XV во Франции распространился легкий и изящный стиль Рококо, принципы которого воплотились в живописи Антуана Ватто, создателя жанра "галантных праздников" и его последователя Франсуа Буше. Реакцией на стиль Рококо, отражающий праздные нравы французской аристократии, стал Неоклассицизм, чье зарождение совпало с кризисом Абсолютизма. Его крупнейшим представителем был Жак Луи Давид, активный участник Революции 1789 года, ставший впоследствии официальным живописцем императора Наполеона I. В работах Давида, таких как "Клятва Горациев" (1784) и "Смерть Марата" (1793) доминирует идея патриотизма, гражданского долга и мужества перед лицом смерти. XVIII век также получил название "Эпохи Просвещения". Новые прогрессивные идеи нашли отражение в литературных и философских трудах Шарля де Монтескьё, Жана-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро. В XIX веке в живописи разразился конфликт между сторонниками Классицизма и романтиками. Если в творчестве ученика Давида Жана Огюста Доминика Энгра основное внимание уделяется совершенству рисунка и правильным линиям, то Эжен Делакруа настаивает на ведущей роли цвета. В литературе ключевой фигурой Романтизма был Виктор Гюго, автор таких романов как "Отверженные" и "Собор Парижской богоматери", стихов, а также живописных и графических произведений. После революции 1848 года на смену Романтизму пришел Реализм - мечтательности и экзальтированности романтиков реалисты противопоставили интерес к окружающей действительности, которую они подвергали анализу и критике. Картина французского общества того времени возникает на страницах романов Оноре де Бальзака, вошедших в цикл "Человеческая комедия", Гюстава Флобера ("Мадам Бовари", "Саламбо"). Социальной критикой проникнуты произведения Ги де Мопассана и Альфонса Доде. Натуралистические тенденции нашли отражение в творчестве Эмиля Золя, автора романов о жизни буржуазии и рабочего класса. В изобразительном искусстве реалистические тенденции воплотились в сценах из жизни крестьян Жана-Франсуа Милле, в социально-политической сатире Оноре Домье, в пейзажах художников Барбизонской школы, а позднее Эдуарда Мане, автора скандального "Завтрака на траве" (1863). В 1874 году была проведена первая выставка группы художников, окрещенных импрессионистами, оказавших заметное влияние на последующее развитие живописи. Основными представителями Импрессионизма были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега. В скульптуре в то же время творил великий Огюст Роден ("Мыслитель", "Граждане Кале"). Французская поэзия XIX века может по праву гордиться именами Шарля Бодлера ("Цветы зла"), Поля Верлена ("Романсы без слов"), Артура Рембо ("Озарения"), отразивших в своих произведениях идеи Символизма. В музыке XIX столетия можно выделить Гектора Берлиоза, создателя романтической программной симфонии (например, "Фантастическая симфония"), а также новой школы дирижирования. Клод Дебюсси и Морис Равель, развивающие принципы музыкального импрессионизма, также обогатили сокровищницу мировой музыки. Конец XIX века ознаменовался развитием Постимпрессионизма в изобразительном искусстве. Основными его представителями были Поль Сезанн, Поль Гоген и голландец Винсент Ван Гог, праотцы живописи XX столетия. В начале XX веке возникли такие революционные течения как Фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен), Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак) и Дадаизм (Марсель Дюшан). В литературе XX века следует отметить цикл из семи романов "В поисках утраченного времени", монументальный труд Марселя Пруста. Поэты Андре Бретон и Поль Элюар были воинствующими сюрреалистами, интересовавшимися всеми проявлениями подсознательного и удивительного. Экзистенциализм представлен творчеством Жана-Поля Сартра ("Грязные руки"), Симоны де Бовуар ("Второй пол"), Альбера Камю ("Посторонний"). В 50-60-х годах XX века зародился "Новый роман", представители которого (Натали Саррот, Ален Роб-Грийе) объявили структуру традиционной прозы исчерпанной. Маргерит Дюрас известна в частности повестью "Любовник", за которую она получила Гонкуровскую премию, и сценарием к известному фильму Алена Рене "Хиросима, моя любовь". Французский кинематограф 1930-40-х годов был отмечен поэтическим Реализмом. После выхода на экраны фильма "Набережная туманов" Жан Габен и Мишель Морган на время стали самой знаменитой парой французского кинематографа. Другой фильм Марселя Карне "Дети райка", признанный одним из лучших фильмов в истории, способствовал расцвету авторского кино. Жак Тати ("Праздничный день"), Робер Брессон ("Дамы Булонского леса"), Жан Кокто ("Красавица и Чудовище") создали свои неповторимые кинематографические "вселенные". В конце 50-х годов появилась "новая волна" режиссеров, среди которых Жан-Люк Годар ("Безумный Пьеро"), Франсуа Трюффо ("Жюль и Джим"), Луи Малль ("Лифт на эшафот") и Эрик Ромер ("Моя ночь у Мод"). Они осуждали неспособность киноиндустрии приспособиться к новым реалиям и отразить изменения, произошедшие во французском обществе после Второй мировой войны. После выхода на экраны в 1956 году фильма Роже Вадима "И Бог создал Женщину" самой знаменитой звездой французского кино стала Бриджит Бардо. Чуть позже загорелась на кинематографическом небосклоне звезда Катрин Денев, сыгравшей главную роль в музыкальном фильме Жака Деми "Шербургские зонтики" (1964). Среди звезд того времени и поныне обожаемых французами можно также упомянуть Жана-Поля Бельмондо, Алена Делона, Жанну Моро, Мишеля Пикколи, Ива Монтана. К 1970-х годам "новая война" потеряла свой экспериментаторский характер, но укрепила репутацию французского кино как интеллектуального и элитного. 70-е годы вывели на сцену Изабель Аджани и Жерара Депардье, который и в настоящее время сохраняет статус одной из крупнейших звезд французского экрана. Чуть позднее идолом молодежи стал Люк Бессон, снявший культовые фильмы "Голубая бездна" и "Пятый элемент". В то время как "классики" (среди которых Ален Рене, Андре Тешине, Клод Лелуш) продолжали работать, на сцену вышли такие новые "скандальные" режиссеры как Лео Каракс ("Дурная кровь") и Франсуа Озон ("Криминальные любовники").



полная версия страницы